A A A

А. Ковалевский: Мы должны обеспечить эффективность инвестиций.

12.11.2008 15:54     комментариев 0 0
В ОАО «Атомэнергопром», консолидирующем гражданские предприятия атомной отрасли, утверждено Положение об инвестиционной политике. О целях и задачах нового документа рассказал в интервью Nuclear.Ru директор департамента инвестиционной политики «Атомэнергопрома» Антон КОВАЛЕВСКИЙ.

Nuclear.Ru: Чем вызвана необходимость принятия Положения об инвестиционной политике?

А. Ковалевский: В связи с тем, что «Атомэнергопром» был создан в прошлом году и является корпоративным центром по отношению к организациям, входящим в периметр управления, он осуществляет ряд корпоративных функций, одной из них является управление инвестициями в отрасли. Соответственно, было необходимо утвердить на уровне «Атомэнергопрома» корпоративный стандарт, который описывает, как это управление осуществляется, какая документация готовится, какие решения и кем принимаются. При этом необходимо уточнить, что положение не явилось чем-то революционно-новым для предприятий атомной отрасли, поскольку инвестиционная деятельность ими, безусловно, велась по утвержденным формализованным стандартам. Положение же оформило и закрепило сложившиеся отношения в рамках произведенной реструктуризации атомной отрасли на уровне «Атомэнергопрома». Основная цель документа - это определение единых корпоративных принципов ведения инвестиционной деятельности, правил и регламентов принятия инвестиционных решений.

Nuclear.Ru: Каков статус документа и каких целей он позволит достичь?

А. Ковалевский: В целом, следует сказать, что данный документ носит подчиненное значение по отношению к стратегии корпоративного центра, Программе деятельности госкорпорации «Росатом» и направлен на достижение ключевого стратегического принципа – технологического лидерства в мировой атомной отрасли. Причем такое лидерство должно быть достигнуто как за счет усовершенствования продукции, так и за счет усовершенствования управления. Основными задачами положения являются: обеспечение реализации стратегии, повышение эффективности инвестиционной деятельности, формирование оптимальных условий использования инвестиционных ресурсов; достижение экономического, научно-технического, социального, экологического эффекта от инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности организаций атомной отрасли.

Nuclear.Ru: Ограничен ли срок действия положения?

А. Ковалевский: Документ принят без ограничения срока действия и предполагает собой формирование стандартов, принципов деятельности, поэтому мы считаем, что он просуществует столько, сколько будет осуществляться инвестиционная деятельность, другой вопрос, что в него необходимо будет вносить изменения, адаптировать к изменениям как во внешней среде, так и в деятельности предприятий. Но это необходимые изменения, которые мы будем осуществлять.

Nuclear.Ru: Назовите, пожалуйста, основные параметры и приоритеты инвестиционной политики «Атомэнергопрома»? Предусмотрен ли дифференцированный подход в зависимости от видов атомного бизнеса – добыча и переработка урана, выработка электроэнергии, строительство объектов и т.д.?

А. Ковалевский: Параметры и приоритеты обозначены для ОАО «Атомэнергопром» руководством страны и зафиксированы в нескольких документах. Это - Программа деятельности госкорпорации «Росатом», которая заменяет собой ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» с 1 января 2009 года, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики и другие федеральные целевые программы, которые продолжают действовать. Соответственно этим документам мы и выстраиваем инвестиционную деятельность. Дифференцированный подход в отношении наших предприятий, связанных в единую технологическую цепочку, трудно применим. Мы не можем развивать генерацию, не развивая машиностроение, фабрикацию, добычу, конверсию и обогащение, т.е. не имеет смысла развивать какой-то один сегмент. Инвестиционная деятельность должна быть сбалансирована с учетом целей стоящих перед атомной отраслью, а это - рост производства электроэнергии в России и ведение внешнеэкономической деятельности: строительство АЭС, реализация услуг по обогащению урана и т.д.

Соответственно, если у нас стоит задача достичь выработки электроэнергии на уровне 234,4 млрд. кВт/ч к 2015 году и обеспечить темпы ввода энергоблоков АЭС установленной электрической мощностью не менее 2 ГВт после 2015 года, то мы и должны стремиться к осуществлению такой инвестиционной политики, которая способствует достижению данных показателей. Мы на сегодня - крупнейшая генерация в России, и не собираемся эту позицию утратить ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе. С другой стороны, приоритезация проектов, их ранжирование, безусловно, необходимо, поскольку, всегда стоит вопрос эффективности и доходности вложенных инвестиций. Этот аспект также учтен нашей инвестиционной политикой. Перед нами не стоит задача потратить государственные денежные средства и собственные средства предприятий и получить в конце что-то недостроенное и неработающее. Перед нами стоит задача обеспечить выработку электроэнергии и темпы ввода энергоблоков.

Соответственно, необходимо всегда выбирать самые оптимальные и эффективные пути достижения данных целей с учетом ограничений, которые перед нами стоят (имеются в виду ограничения по срокам и средствам). Поэтому мы будем продолжать и усиливать работу, направленную на повышение эффективности инвестиционной деятельности, в особенности, в части инвестиционных расходов. Вопрос «любой ценой к Первому мая» - это не тот метод хозяйствования, который может использоваться в современных экономических условиях, в которых государство определяет важнейшей задачей экономическую эффективность государственного сектора экономики и в которых необходимо обосновывать каждый потраченный рубль и нести ответственность за его расходование. Мы осознаем свою ответственность в текущих условиях и прилагаем максимум усилий для развития российской атомной энергетики с тем, чтобы обеспечивать развитие экономики страны и улучшать благосостояние наших граждан.

Nuclear.Ru: Как будет оцениваться эффективность реализации инвестиционной политики? Как распределена ответственность?

А. Ковалевский: При принятии инвестиционных решений по проектам мы всегда их соотносим со стратегией, т.е. способствуют ли они достижению стоящих перед «Атомэнергопромом» целей, анализируем финансово-экономические результаты и оцениваем риски. Соответственно, при утверждении каждого проекта, мы жестко фиксируем показатели его реализации, как финансовые - сколько денег должно быть потрачено и сколько получено, так и операционные - что должно быть сделано, кем, к какому сроку и т.д., так называемые «метрики» инвестиционного проекта. Кроме того, по каждому проекту утверждается график реализации с точками принятия решений (мы их называем «гейтами»), на которых производится ревизия статуса проекта, что сделано и не сделано, почему, кто виноват, что предлагается изменить и т.д. Между «гейтами» мы осуществляем мониторинг выполнения в рабочем порядке, плотно работаем с исполнителями. Такая система позволяет нам выявлять отклонения по срокам, стоимости и объему работ. На западе такую систему называют «управление освоенным объемом» и используют при реализации масштабных долгосрочных проектов.

Кроме того, ежегодно при защите бюджетов на следующий год мы видим ситуацию по каждому предприятию и оцениваем их результаты деятельности, принимаем соответствующие решения. Для нас важен принцип понимания того, что происходит в текущий момент. Учитывая сроки реализации проектов, мы уделяем особое внимание контролю качества управления инвестициями, особую роль приобретает качество оценки инвестпроектов. Наша проблематика понятна: мы, как правило, не имеем возможности «сплавить» неудачный инвестпроект, зафиксировать убыток и идти покупать следующий пакет акций, как это делают финансовые инвесторы. Отсюда повышенные требования к качеству оценки и качеству управления. В отношении ответственности следует сказать, что на каждый проект (программу) назначается директор, т.е. исполнительный менеджер, наделяемый необходимыми полномочиями и несущий ответственность за результаты проекта. Здесь нет ничего нового, такой принцип всегда применяется при проектном управлении инвестициями и используется множеством компаний, как в России, так и за рубежом. Кроме того, при утверждении проектов есть соответствующий документ - матрица ответственности, которая закрепляет участников и четко описывает уровень их полномочий, обязательств и ответственности в рамках реализации проекта.

Nuclear.Ru: Какое место отводится привлеченным ресурсам и сторонним, в первую очередь частным инвестициям?

А. Ковалевский: Конечно, самостоятельно или только с участием государственных средств реализовать наши инвестиционные программы в полном объеме представляется очень трудновыполнимой задачей. В утвержденной Программе деятельности «Росатома» предусмотрен принцип, согласно которому по направлениям, имеющим государственную значимость, финансирование осуществляется примерно следующим образом: 40% за счет бюджетных средств, а 60% предприятия финансируют из собственных и внешних источников. Соответственно этому, мы и будем работать со сторонними инвесторами и использовать все приемлемые механизмы финансирования, с соблюдением норм и процедур российского законодательства. Учитывая текущую ситуацию, мы не будем торопиться с публичными инструментами, а в большей степени продолжим работу с ключевыми банками. Что касается привлечения частных инвестиций, то у нас уже есть ряд проектов в данном направлении. Это - совместные предприятия «Атомредметзолота» в Канаде, Казахстане, Армении и других странах, а также совместное предприятие «Альстом-Атомэнергомаш» в Московской области. Планируется также привлечение стороннего инвестора в Балтийскую АЭС в г.Калининграде.

Nuclear.Ru: Предусмотрена ли корректировка инвестиционной политики в зависимости от внешних или внутренних условий?

А. Ковалевский: Безусловно. Это один из основных принципов, который мы закладывали в наше положение, а именно адаптивность инвестиционной политики по отношению к внешним и внутренним условиям деятельности. Мы живем в глобальном взаимозависимом мире и должны уметь учитывать различные изменения в своей деятельности, быть готовыми к ним, используя сценарность в планировании. Мы должны быть способны адекватно реагировать, но, естественно, без паники или ненужной суеты, а в рамках разработанных процедур и форматов. Понятно, что предсказать глубину тех или иных макроэкономических явлений порой не может никто. Но уметь грамотно реагировать на них, имея все необходимые для этого инструменты – это признак хорошего менеджмента.

Комментарии

Comments can be posted only by authorized users

Полная версия материала доступна только подписчикам Nuclear.Ru
Вход | Регистрация
Полная версия материала доступна только подписчикам Nuclear.Ru
Подписаться
Автоизуйтесь, чтобы проголосовать
Вход | Регистрация
Вы уже проголосовали